Минстрой России предложил значительно реформировать систему управления МКД (Проект ФЗ (подготовлен Минстроем 06.06.2025 г.)): (http://base.garant.ru/57024417/)
🟢отменить действующие сейчас для всех МКД минимальные стандарты управления (это правила управления МКД и содержания общего имущества в МКД № 491 (http://base.garant.ru/12148944/5d82adf9f5601a048f10d8bb97ca59b6/#block_1000) и № 416, (http://base.garant.ru/70379374/e8c051cf51cb6b8545489dd730bdaaee/#block_1000) Минимальный перечень (http://base.garant.ru/70354682/dd34b2d7ebd36c5a24041f09aa0589ee/#block_1000) услуг и работ № 290, Правила (http://base.garant.ru/12132859/e02e3a62783d8251300a6e56932c2191/#block_1000) техэскплуатации жилья № 170 и Правила (http://base.garant.ru/12186043/b9d52d72c6678bfbda4081949f4687d8/#block_1000) предоставления коммунальных услуг № 354),
🟢ввести вместо этого новые стандарты управления и содержания, дифференцированные по видам жилья, — в зависимости от технических характеристик дома, и от пожеланий собственников, которые смогут рассчитывать на более частую уборку, или спецобработку фасадов (актуально для современных новостроек бизнес-классов), или агрономическое сопровождение придомовых цветников и прочего озеленения (потребности могут варьироваться в зависимости от класса ЖК и климатической зоны).
Сейчас действует иная модель управления МКД:
🔵каждая УК в любом МКД независимо ни от каких условий и воли жителей, должна предоставлять полный спектр услуг по управлению МКД и содержанию общего имущества (воплощенный в нескольких тысячах обязательных требований);
🔵соблюдение указанного минимума контролируется тремя видами надзора — государственного лицензионного за деятельностью УК, государственного жилищного и муниципального жилищного контроля. Сверх этого управление МКД вправе проверять прокуратура, Роспотребнадзор, пожарный надзор, Ростехнадзор и Роскомнадзор.
🔵все, что сверх этого минимума, надо закреплять в отдельном договоре управления, и соблюдение повышенных требований контролируется исключительно собственниками с разрешением конфликтов лишь в суде.
Такую систему справедливо критикуют: этот обязательный минимум крайне дорог и не покрывается платой за жилье, которую взимает У. К. При этом поднять стоимость своих услуг по содержанию общего имущества и управлению МКД без согласия собственников УК не может. Большинство непредвиденных трат УК на дом трактуется как "предпринимательские риски», которые УК должна была предусмотреть заранее. Механизмы работы с должниками позволяют гражданам копить долги перед УК без существенных экономических потерь.
Кроме того, часть требований к содержанию ОИ (например, частота уборки или частота дератизации) недостаточно четко формализована в нормативных актах, что приводит к конфликту УК и жителей МКД.
На практике УК, фактически, исполняют упомянутые требования фрагментарно, из-за чего в стране сложился стереотип об "управляшках", которые "не работают, а только собирают деньги".
Этим Ф. З. Минстрой намерен переориентировать рынок управления МКД на новую модель, где количество обязательных требований может зависеть от класса дома, а сам класс может определяться не только его возрастом и типом, но и совокупной волей проживающих в нем собственников жилья, выбирающих уровень обслуживания своего дома.
Для этого в ЖК РФ предложено закрепить полномочие ведомства утверждать стандарты деятельности по управлению МКД.