Об институте ответственного собственника рассказал Сергей Пахомов, Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. (https://t.me/sapakhomovGD/4302)
Экономика управления МКД, в т. ч. плата за содержание жилого помещения, должна быть адекватной объемам работ. Но У. К. перед жителями должна быть прозрачной. Необходимо видеть, за что конкретно платят жители.
Сергей Пахомов предлагает 4 возможных варианта трансформации системы управления жилфондом:
1️⃣Консервативный. Сохранение лицензирования с существенным ужесточением лицензионных требований.
2️⃣Прогрессивный. Переход на саморегулирование с передачей большинства полномочий по контролю и надзору за допуском на рынок национальному объединению и региональным СРО.
3️⃣Альтернативный. Переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом — всё под контроль государства.
4️⃣Смешанный. Сохранить лицензирование, но частично делегировать полномочия от ГЖИ к региональному СРО. При этом членство в СРО не является обязательным, но даёт существенные преимущества.
Но независимо от сценария в любом случае необходимо:
1️⃣Пересмотреть функции ГЖИ и в целом усилить значимость органов власти. Изымать у ГЖИ ведение реестров лицензий, проверки протоколов и уставов и ещё ряд административных функций и переводить их в разряд технических действий. Добавить ГЖИ контроля за исполнением правил всеми участниками процесса — УК, ресурсниками, муниципалитетами, собственниками, а также за сохранностью и техническим состоянием общего имущества и МКД. Над этим законопроектом работа уже идёт.
2️⃣Вернуть учет технического состояния МКД. Если что-то требовать от УК, то нужно дать им сведения о тех.состоянии МКД.
3️⃣Ввести общие стандарты управления и обслуживания МКД и регламентов, унифицировать всю линейку документации.
4️⃣Дать возможность регионам субсидировать обслуживание аварийных и неликвидных МКД.
5️⃣Глубокая цифровизация отрасли управления МКД.
6️⃣Выравнивание налоговой нагрузки внутри отрасли.
7️⃣Защита капитальных вложений для добросовестных УК.
8️⃣Лишение недобросовестных УК возможности оказывать услуги по управлению конкретными МКД. Эффективное решение — разделить лицензию на вид деятельности и реестр МКД, т.е наличие домов в управлении УК и упростить саму процедуру исключения сведений о МКД из реестра, не касаясь при этом лицензий.