С начала 2023-го года многие жильцы многоквартирных домов в своих коммунальных платежках обнаружили новую серьезную статью расходов — перерасчет за потребление на ОДН холодной/горячей воды, а также электроэнергии. Откуда взялись эти доначисления? Можно ли их сократить? Ассоциация председателей советов МКД Московской области вместе с коллегами из Московской областной Думы продолжает разбираться в сути поставленных вопросов.
Вместе с членами 25 муниципальных отделений Ассоциации председателей советов МКД Московской области приняли участие в семинаре-совещании на тему "Совершенствование учета потребления коммунальных ресурсов в МКД", прошедшем в Мособлдуме под председательством руководителя профильного думского Комитета Игоря Коханого.
Для прямого диалога и всестороннего рассмотрения вопроса в семинаре участвовали также депутаты Московской областной Думы, представители регионального Министерства ЖКХ, Министерства по содержанию территорий и государственного жилищного надзора, ОМСУ, Министерства энергетики, ресурсоснабжающих и управляющих организаций, АО «Мосэнергосбыт», ООО «МосОблЕИРЦ», эксперты.
Совещание состоялось по итогам расширенного заседания Комитета на тему «Совершенствование расчетов за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД».
Основную проблему с точки зрения ОДН создают квартиры, жильцы которых не ставят счетчики или же, поставив их, не передают показания. В таких случаях объем потребления рассчитывается по нормативам. Чтобы насчитываемые таким образом объемы хотя бы в первом приближении соответствовали фактическому расходу коммунальных ресурсов, управляющие компании (ТСЖ) должны зафиксировать реальное количество жильцов. Сами жильцы вместо коммунальщиков выполнить эту работу не могут.
Также жильцы не могут вместо управляющей компании бороться с собственниками, которые передают подозрительно низкие или вообще нулевые показания счетчиков. Согласно действующему законодательству УК обладают правом осуществлять проверку состояния счетчика и требовать в этой связи доступ в квартиру. В случае фактического отказа потребитель переводится сперва на оплату по среднему потреблению, а затем — по нормативам. Но норматив не всегда соответствует количеству реально проживающих в квартире граждан.
В связи с этим обсудили лучшие практики внедрения в муниципальных образованиях Московской области аппаратно-программных комплексов автоматизированного учета коммунальных ресурсов как наиболее эффективный способ. Он поможет минимизировать переплату жителей при расчетах за ЖКХ.
«Особое внимание уделили реализации программы установки общедомовых и индивидуальных приборов учета энергоресурсов и аналитике собранных данных, так как считаем, что приборы учёта должны стимулировать энергоэффективность, являться непреложным основанием для перерасчетов и приносить в конечном итоге экономию», — рассказала Олеся Тыщенко, руководитель АПСМКДМО.
По итогам обсуждения было решено совместно проанализировать возможность подготовки изменений в законодательство РФ в части введения обязанности собственника (нанимателя) помещения в МКД по обеспечению доступа в помещения в МКД для проведения проверки показаний индивидуальных приборов учета, а также в случае непредоставления такого доступа — упрощенного механизм его получения в судебном порядке — по аналогии с обеспечением доступа в помещения в МКД для технического обслуживания ВКГО (проект федерального закона № 552424-8 «О внесении изменений в статью 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации статью 211 ГПК РФ»).