Что надо чтобы закон о лицензировании заработал? У подрядных организаций в свете ЖКХ появилась ответственность? Чтобы нежилые помещения платили за содержание общего имущества? и многое другое…
Ниже предложения по изменению законодательства от Ассоциации председателей советов многоквартирынх домов Московской области и общественного совета партийного проекта "Управдом" партии Единая Россия, которы были направлены в Минстрой Р. Ф. и партию Единая Россия на рассмотрение.
- Совет МКД (срок действия совета).
«В соответствии с ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме».
Предлагаем внести изменения в ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ и утвердить в следующей редакции:
«Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей. В случае надлежащего исполнения своих обязанностей срок действия полномочий совета многоквартирного дома пролонгируется на тот же срок, установленный в решении общего собрания собственников помещений в данном доме»
- Лицензирование подрядных организаций.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 192 ЖК Р. Ф. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
С 01.05.2015 г. все УК, занимающиеся обслуживанием МКД, должны пройти лицензирование. Без документа, дающего право обслуживать и управлять МКД, их деятельность становится незаконной, что влечет наложение административного штрафа.
Законодательный акт призван ужесточить требования к организациям, которые занимаются управлением МКД.
Предлагаем внесение дополнений в лицензионные требования, предъявляемые к управляющим организациям.
Приведенный в статье 193 ЖК РФ перечень лицензионных требований долгое время не включал ни обеспечения надлежащего содержания общего имущества, ни бесперебойного предоставления качественных коммунальных услуг. Проблема разрешилась только с введением в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ нового п. 7, который предоставил Правительству Р. Ф. возможность устанавливать дополнительные лицензионные требования, не указанные в Жилищном кодексе, и легализовал применение к управляющим организациям требований Постановления Правительства Р. Ф. от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", в частности об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В вышеуказанных статьях не конкретизированы, какие именно работы должны выполняться в рамках надлежащего содержания и ремонта общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме.
Предлагаем внести изменения в пункт 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ:
«Соблюдение лицензионных требований в части обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, установленных в ч. 2.3. ст. 161, ч. 2 ст. 162 настоящего кодекса».
- Срок действия лицензии.
На сегодняшний день лицензия на управление многоквартирными домами выдается единоразово и не имеет срока действия. Лишится лицензии, управляющая организации может только при условии нарушения действующего законодательства.
Отсутствие срока действия лицензии не мотивирует управляющие организации к повышению качества обслуживания и содержания многоквартирных домов, в том числе к повышению профессионального уровня своего персонала.
Предлагаем внести изменения в ч. 4 ст. 192 ЖК РФ:
«В случае если в лицензии отсутствует информация о многоквартирных домах и деятельность лицензиатом не осуществляется, то срок действия лицензии прекращается по истечению одного года».
- Клон УК
Не редкость на территории РФ встретить управляющую организацию — двойника. Когда У. К., накопив долги, создают компании-клоны, меняя лишь ИНН.
В настоящее время запрет на регистрацию юридического лица с одинаковыми названиями на территории РФ, на территории субъекта РФ отсутствует. В целях исключения образования организации — двойника считаем необходимым:
Внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
— наделить полномочиями федеральный орган исполнительной власти, в том числе и его территориальные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, осуществлять проверку, предоставленной документации при создании и реорганизации юридического лица, а именно осуществлять проверку по факту регистрации юридического лица с одинаковыми названиями на территории одного муниципального образования.
— разработать документ, подтверждающий факт отсутствия на территории одного муниципального образования юридического лица с идентичным названием и осуществляющим деятельность в одном муниципальном образовании.
Дополнить ст. 23 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона, а также наличие в одном муниципального образовании юридического лица с названием, дублирующим название зарегистрированного юридического лица и осуществляющим деятельность в одном муниципальном образовании.
Дополнить ч. 1 ст. 193 ЖК РФ:
— Наличие документа от федерального органа исполнительной власти, подтверждающего факт отсутствия юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории муниципального образования с названием идентичным лицензиату и осуществляющим деятельность в одном муниципальном образовании.
- Упрощение порядка аннулирования лицензии.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 192 ЖК Р. Ф. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).
Как гласит ч.1 ст. 199 Жилищного Кодекса Р. Ф., лицензию могут аннулировать только по решению суда на основании и после рассмотрения письменного обращения в суд органа ГЖН с заявлением о нарушении УК лицензионных требований и не устранения их в срок. Для этого у органа ГЖН на руках должно быть соответствующее решение лицензионной комиссии. В свою очередь, принятии решения лицензионная комиссия руководствуется положением ч.2 ст. 199 ЖК РФ.
Из вышеизложенного следует, что решение о выдаче лицензии принимается лицензионной комиссии, а аннулировать лицензию могут только по решению суда на основании и после рассмотрения письменного обращения в суд органа ГЖН на основании решения лицензионной комиссии о принятии решения об обращении в суд.
В настоящее время порядок аннулирования лицензии очень длительный. Рассмотрение в судебном порядке данного вопроса может затянуться на не определенный период.
Введение внесудебного порядка аннулирования лицензии будет стимулировать управляющие организации к более серьезному подходу к выполнению предписаний органов жилищного надзора.
Предлагаем внести изменения в ч. 4. ст. 201 ЖК РФ и утвердить в следующей редакции:
К полномочиям лицензионной комиссии относятся:
1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
2) принятие квалификационного экзамена;
3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;
4) принятие решения об аннулировании лицензии.
Аннулирование лицензии возможно в судебном порядке в случае исключения из реестра сведений о многоквартирных домах общей площадью 15% и более от площади всех обслуживаемых управляющей организацией помещений. Решение об обращении в суд должно быть принято лицензионной комиссией субъекта РФ. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами. Представляется, что данные нормы способны привести к отказу от обслуживания управляющими организациями "проблемных" домов, где оказание качественных жилищно-коммунальных услуг затруднено или невозможно, что в результате отразится на потребителях, а также предоставит возможности для злоупотребления конкурирующим организациям.
При этом необходимо отметить несовершенство в вопросах разграничения ответственности между собственниками жилых помещений, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. На сегодняшний день основную ответственность за некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг несет субъект управления, но влиять на качество поставляемых ресурсоснабжающими организациями услуг он фактически не имеет возможности.
В настоящее время органами государственной власти как на федеральном, так и на местном уровнях большое внимание уделяется проблемам во взаимоотношениях между управляющей организацией и потребителями, при этом нарушения, допускаемые управляющей организацией при предоставлении коммунальных услуг потребителям, являются следствием нарушений во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
В рассматриваемой схеме лицензирование деятельности управляющих организаций неспособно напрямую улучшить качество оказываемых услуг. Например, именно по вине ресурсоснабжающих организаций плата граждан за отдельные виды коммунальных услуг часто необоснованно завышена. Таким образом, в первую очередь необходимо устранять нарушения, возникающие при взаимодействии ресурсоснабжающих организаций с субъектами управления. Целесообразно более четко разграничить на законодательном уровне ответственность между указанными субъектами.
Из вышеизложенного следует, что коммунальную услугу недопоставила ресурсоснабжающая организация, а ответственность за недопоставку возлагается на управляющую организацию.
Внести следующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ:
- Ввести солидарную ответственность РСО за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- Исключить административную ответственность для Управляющих организации в случае предоставлению услуги ненадлежащего качества именно РСО.
5.1. Порядок передачи жилых домов приостановке лицензии
За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии предусматривается административная ответственность. Приведенный в статье 193 ЖК РФ перечень лицензионных требований долгое время не включал ни обеспечения надлежащего содержания общего имущества, ни бесперебойного предоставления качественных коммунальных услуг. Проблема разрешилась только с введением в часть 1 статьи 193 ЖК РФ нового пункта 7, который предоставил Правительству Р. Ф. возможность устанавливать дополнительные лицензионные требования, не указанные в Жилищном кодексе, и легализовал применение к управляющим организациям требований Постановления Правительства Р. Ф. от 28 октября 2014 года N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", в частности об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК Р. Ф. Кроме того, указанными изменениями частично разрешена проблема осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управляющей организацией, не получившей лицензию до 1 мая 2015 года. Не получившая лицензию управляющая компания должна исполнять свои обязательства по управлению многоквартирным домом до возникновения обязательств в рамках нового способа управления. Данные изменения не затрагивают предшествующий период, что создает неопределенность относительно правового статуса организаций, управлявших домами без лицензии.
Так же отметим, что при лишении управляющей организации лицензии остается действующим договор управления многоквартирным домом, который в свою очередь возлагает на нее полномочия и обязательства по управлению домом.
В соответствии с ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ только собственник имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.
Из вышеизложенного следует, что управляющая организация без соответствующего решения собственников не сможет отказаться от своих обязательств. При этом у нее не будет законных оснований для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
В целях упорядочивания порядка передачи многоквартирных домов и осуществления ими управления считаем необходимым разработать и утвердить порядок действий или методические рекомендации.
- Лицензирование подрядных организаций.
В соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать "требованиям" технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (491-ПП РФ от 13.08.2006 г.), за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (354-ПП РФ от 06.05.2011).
В соответствии с п. 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации «Работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут выполняться своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности».
Управляющая организация получает лицензию и привлекает подрядную организацию для выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в домах.
Возникает вопрос, какой документ подтверждает добросовестность подрядчика, что услуги предоставленные данным подрядчиком будут соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Нормативно-правовой акт, регламентирующий и контролирующий деятельность подрядных организаций, отсутствует. Все правоотношения между Заказчиком (подрядной организацией) и подрядчиком строятся на основании договорных отношений.
Управляющие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Настоящие Федеральные законы устанавливают общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для управляющих компаний (МУП, ГУП, МП, унитарные предприятия, организации в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов и т. д.).
У Управляющей организации при выборе подрядчика отсутствует возможность в полном объеме оценить подрядную организацию, принявшую участи в конкурсе (аукционе, запросе предложений и т. д.).
Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ не позволят Управляющим организация устанавливать требования и критерии в закупочной документации, позволяющие отсеять не добросовестные подрядные организации.
Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства вносилось именно в целях исключения не добросовестных управляющих организаций.
В целях осуществления надлежащего контроля считаем необходимым:
- Ввести лицензирование предпринимательской деятельности для подрядных организаций (или СРО), осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно в части содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома;
- Применение лицензионных требований, введенных для УК и введение дополнительных лицензионные требования к соискателям, а именно:
— наличие нормативной численности и содержания АУП, МОП, РТР, выполняющих работы по содержанию и эксплуатации жилищного фонда;
— наличие материальной и технической базы для выполнения работ.
- Разработка норм, предусматривающих административную ответственность подрядных организаций. Внесение изменений в КоАП РФ;
- В целях включения требований по нормативной численности АУП, МОП, РТР, выполняющих работы по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, материальной и технической базе необходимо разработать и утвердить нормативные требования.
Вышеуказанные нормативные требования к персоналу и материально-технической базе частично разработаны на территории таких субъектов, как Московская область и г. Москва, но отсутствуют в других субъектах РФ.
Квалификационный уровень персонала, задействованного в сфере оказания услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов часто не соответствует требованиям к предоставляемым услугам. При этом у подрядной организации и УК нет стимулов для привлечения грамотных специалистов. Изменениями закрепляется за УК нормативы по составу квалифицированного персонала в штате.
- Разработать и утвердить типовую форму договора на предоставление услуг по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, заключаемого между управляющими организациями и подрядными организациями (внесение в договор обязательных требований к подрядчикам таких как обязанность по возмещению по причиненному ущербу третьим лицам, регресс по штрафам, обеспечение договора или банковская гарантия и т. д.).
- Предоставление коммунальных и жилищных услуг собственникам/нанимателям нежилых помещений, встроенных (пристроенных к многоквартирным домам).
На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Далее в данной статье возлагаются обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ст. 157 ЖК РФ законодатель устанавливает обязанность организаций вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, но отсутствует прямая обязанность собственников нежилых помещений.
Предлагаем внести изменения в ст. 157 ЖК РФ, дополнив статью обязанность собственников нежилых помещений носить плату за жилищные и коммунальные услуги.
- Коммунальная услуга ТЭ.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила) Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 42 (1) Правил установлены способы оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года, оборудован дом приборами учета или не оборудованы).
Расчет за поставляемое тепло для потребителей производится с учетом не жилой, а общей площади квартиры или дома. Норматив потребления в Гкал/кв. м перемножается на утвержденный для каждого населенного пункта тариф в руб./Гкал. В результате определяется стоимость затрат на отопление, выраженная в руб./кв. м, которую еще раз перемножают на количество общих квадратных метров жилища. Эту сумму и видят потребители в своих квитанциях.
Из вышеизложенного следует, что порядок расчета тепловой энергии для жилых и нежилых помещений одинаковый.
На практике часто возникают вопросы, почему собственники жилых и нежилых помещений должны платить по единой ставке, хотя объем потребляемых ресурсов больше и виды работ на их содержание разные.
В свою очередь собственники нежилых помещений в основной части переоборудую помещения (устанавливают дополнительные радиаторы, перекладывают систему отопления и т. д.).
Так же необходимо учитывать классификацию нежилого помещения в зависимости от целевого назначения и вида деятельности собственника/арендатора нежилого помещения (продовольственные магазины, пекарни, мастерские, офисы и т. д.).
Считаем необходимым разработать и утвердить нормативы потребления для нежилых помещений в Гкал на 1 кв. метр общей площади. При этом учитываются следующие показатели:
- Общая площадь обогреваемого дома с учетом подключенных к системе отопления построек;
- Длительность отопительного периода, включая неполные календарные месяцы, в течение которых производились замеры первого показателя.
- Целевое назначение нежилого помещения;
- Технические характеристики нежилого помещения.
Также расчет предполагает учет среднесуточных температур внутреннего и наружного воздуха в те промежутки времени года, когда в домах есть отопление. В первом случае за основу принимают значения, указанные в нормативах по оказанию коммунальных услуг. Во втором — усредненные данные за 5 предшествующих отопительных сезонов, предоставляемые региональной гидрометеорологической службой.
Расчет с собственниками нежилых помещений осуществлять в течение отопительного периода, исключить расчет в течении календарного года.
- Содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1., ч. 2 ст. 39 ЖК Р. Ф. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер платы за содержание и ремонт помещений устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги.
В связи с чем, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Постановление № 64 от 23.07.2009 г. Пленум Высшего Арбитражного Суда Р. Ф. (далее — Пленум ВАС РФ) определило, что к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу Общего имущества, применяются нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, а именно те, которые касаются многоквартирных домов в частности, ст. 249, 289, 290 ГК РФ.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год". В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления, который ежегодно своим постановлением устанавливает тариф за содержание и текущий ремонт помещений многоквартирных домов разного типа, расположенных на территории муниципального образования.
Отметим что, как правило, Управляющие организации применяют именно тариф, установленный органом местного самоуправления для населения.
Соответственно тариф для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме не устанавливается. В настоящее время в структуру платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, в том числе входят следующие расходы:
- Вывоз ТБО (расчеты с населением производятся в соответствии с нормами накопления);
- Содержание придомовой территории.
При расчете с собственниками нежилых помещений, необходимо учитывать в каких целях используется нежилое помещение и специфику деятельности организаций, расположенных в данных помещениях. К нежилым помещениям не применимы вышеуказанные нормы.
Предлагаем внести в действие норму права по утверждению тарифа именно для нежилых помещений.
- ПУ установка и поверка.
Обязанность каждого собственника по оборудованию своей квартиры индивидуальным прибором учета уже много лет прописана в законе № 261-ФЗ. Установлена и дата, когда собственник эту обязанность должен был исполнить — до 1 июля 2013 года. Тем не менее, несмотря на активные попытки законодателя подстегнуть собственника, мотивировать его исполнить обязанность (например, введение повышенных коэффициентов), многие по-прежнему это дело откладывают.
Собственники жилых и нежилых помещений не всегда добросовестно исполняют свои обязательства, что приводит к увеличению стоимости оплаты услуг, нарушению законодательства в части энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, в отношении объектов, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении), ресурсоснабжающие организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила) установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета — приобретение электросчетчиков, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должно быть обеспечено собственником жилого или нежилого помещения за свой счет.
Из вышеизложенного следует, что 261-ФЗ возлагает обязанность по установке приборов учета на ресурсоснабжающую организацию, в случае если собственник не исполнил свои обязательства, а Правила предоставления коммунальных услуг на собственников помещений.
Считаем необходимым упорядочить вышеуказанные расхождения и возложить обязанность по установке приборов учета на ресурсоснабжающую организацию.
Так же отметим, что подпунктом (д) пункта 34 Правил установлена обязанность потребителя (собственников помещений) обеспечивать проведение поверок, установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
В соответствии с пунктом 81 (12) Правил в случае истечения межповерочного интервала поверки прибор учета считается вышедшим из строя, его показания не принимаются к учету, в результате чего, по истечению 3 месяцев, с момента истечения срока поверки, в жилом помещении начисляется потребителю по нормативу потребления электроэнергии и количеству зарегистрированных жителей.
На основании пункта 59 Правил с даты выхода счетчика из строя начисления оплаты рассчитываются 3 месяца по среднемесячному объему потребления энергоресурса, рассчитанному за 6 предыдущих месяцев.
В свою очередь собственники помещений не добросовестно исполняют свои обязательства и нарушают действующее законодательство, что в свою очередь приводит к увеличению стоимости оплаты энергетических ресурсов и нарушения закона об энергоснабжении и повышении энергоэффективности.
Даже добропорядочный и ответственный владелец жилого помещения, самостоятельно отслеживающий по паспортам счетчиков время их поверки, все равно не застрахован от необходимости платить заинтересованным сторонам суммы денег. Даже если он, в точном соответствии с требованиями Постановления российского Правительства № 354 от 06.95.2011 г., уведомит ресурсоснабжающую или управляющую компанию о выходе ИПУ из строя в течение месяца, ему все равно придется нести расходы.
Официальная средневзвешенная стоимость поверки прибора учета в Подмосковье колеблется на уровне 300-800 рублей. Но ведь при этом счетчик необходимо предоставить в организацию, которая занимается поверкой. А для этого его необходимо демонтировать, а для этого необходимо привлекать специалиста. Далее необходимо найти организацию, которая имеет сертификат и уполномочена осуществлять поверку счетчиков. В противном случае его придется отправлять на завод-изготовитель, а это вновь затраты.
Безусловно, сейчас есть оборудование и технологии, позволяющие осуществлять поверку ИПУ без демонтажа. И в данном случае ее может выполнить сама ресурсоснабжающая организация. Ресурсоснабжающая организация зачастую отслеживает сроки поверки ИПУ, установленных у собственников помещений. Она же осуществляет и ввод приборов учета в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного и в целях упорядочивания проведения работ по поверки приборов учета считаем необходимыми:
— рассмотреть вопрос возложения обязанности по поверке ИПУ на ресурсоснабжающую организацию;
— возложить обязанность по возмещению затрат по поверке приборов учета на собственников помещений (потребителе);
— разработать процесс (механизм) возмещения затрат по поверке приборов учета на собственников помещений (потребителе).